Дневной архив: 31.08.2018

Какие фокусы может показать Путин в 2015 году?

Путин Путин — абсолютный прагматик, способный приспосабливаться к различным переменам обстановки, пишет газета La Stampa

«Чего нам следует ожидать в будущем году от Владимира Владимировича Путина? Элементы, которые можно извлечь из его длинной пресс-конференции, состоявшейся 18 декабря, кажутся не резолютивными и, в конечном итоге, скорее загадочными», — пишет газета La Stampa.

«Он демонстрирует готовность урегулировать кризис в Украине, но в то же время прославляет российских «добровольцев», которые воюют на стороне сепаратистов. Он признает, что проблемы связаны с западными санкциями, но лишь на 25-30%. Он вселяет надежду на то, что российская экономика в худшем из вариантов сможет полностью выйти из негативной ситуации в течение двух лет, — говорится в статье. — Совершенно очевидно, что на данном этапе Путин хочет вселить надежду и уверенность, особенно в нынешней обстановке, близкой к панике, когда население наблюдает за небывалым обвалом рубля и запасается всем необходимым в ожидании резкого повышения цен».

Правда и то, что Путин — абсолютный прагматик, способный приспосабливаться к различным переменам обстановки. Но было бы грубейшей ошибкой забывать об основе его идеологии и его политическом проекте. Не в первый раз прибегнув к народным образам, Путин ответил на вопрос по украинскому кризису, сравнив Россию с медведем, который защищает свою территорию, и задал риторический вопрос: «…может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят? Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти». «Эта фраза является подтверждением того, что агрессивность России Путина основывается на чувстве неудовлетворенности, на историческом чувстве досады, на отрицании слабости, которая сегодня самым драматическим образом подтвердилась экономическим кризисом. Эти чувства полностью поддерживаются населением, в связи с чем сегодня невозможно представить даже на среднюю перспективу руководство, альтернативное Путину, если не еще более националистическое и агрессивное», — пишет издание.

«Возникает вопрос: кто эти подсвинки, на которых должен охотиться медведь ради пропитания? Не кажется ли, что этот хищный медведь больше похож на волка? И как определить территорию, на которой мы должны оставить его в покое? По мнению Путина, она включает в себя Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, Крым, Донбасс. И все?» — размышляет автор материала.

«В будущем году мы окажемся перед дилеммой: как определить и признать законной территорию медведя и его обеспокоенность по поводу безопасности, а также как помешать нарушению границ и, самое главное, как избежать массового убийства подсвинков. Непростая задача — сохранить европейское и атлантическое единство перед лицом такой сложной проблемы, но, быть может, история даст какие-то подсказки. …Быть может, следует учесть мнение Джорджа Кеннана (американский дипломат, историк, политолог), который говорил о необходимости исключить любые попытки, прежде всего военные, отбросить противника назад. Непростая задача, равновесие остается нестабильным, неизбежные противоречия между союзниками станут жестоким испытанием как для европейцев, так и для американцев», — заключает издание.

Бюджет-2015: Социальные сокращения и новые расходы

Рада Государственной сметой на следующий год остались недовольны все, кроме команды Яценюка. Но этого достаточно для ее принятия

Верховная рада приступила к официальному рассмотрению госбюджета на 2015 год. Презентовала документ министр финансов Наталья Яресько – весь Кабмин во главе с премьером, прибыв в парламент, обеспечивали группу поддержки. Яресько подчеркнула, что этот документ зиждется на изменениях в Налоговый и Бюджетный кодексы, поэтому голосовать за них нужно синхронно. Всего в бюджетном пакете 44 законопроекта. 
«Бюджет содержит первые ростки децентрализации», – сказала глава Минфина. Согласно проекту, в местные бюджеты будут поступать платежи от ряда налогов, в частности, 80% экологического налога, 10% налога на прибыль, доход от админуслуг. Это генерирует дополнительный ресурс в 22 млрд гривен. В то же время правительство хочет изменить структуру распределения налога на доходы физических лиц.
Реформа Налогового кодекса предусматривает сокращение числа налогов с 22 до 9, легализацию азартных игр, налогообложение автомобилей с объемом двигателя от 3 литров. В рамках борьбы с офшорами Украина денонсирует соглашение с Кипром.
В бюджете заложен курс доллара в 17 гривен. «Мы использовали средний курс, консенсусный, от ведущих аналитиков. От НБУ мы прогноз курса не получили», – поясняет Яресько. Основные статьи расходов – выплата долгов по внешним и внутренним займам и оборонные нужды (около 90 млрд гривен).  
Если министр финансов имела целью сплотить депутатов, это ей удалось. Правда, объединило их нежелание согласовать проект. «Мы голосовать за бюджет не будем!» – заявил Forbes замглавы Оппозиционного блока Сергей Левочкин. «Этот бюджет – страшное разочарование», – характеризует проект депутат «Батькивщины» Александра Кужель. «Голосовать за этот проект будем только через мой труп», – обещает лидер Радикальной партии Олег Ляшко. «Это что вообще такое было? Такой фундаментальный документ так приниматься не может!» – подчеркивает депутат от БПП, бывший министр финансов Виктор Пинзеник. Не дают гарантий, что проголосуют за принятие бюджета, и в «Объединении «Самопомощь».
Что не устроило депутатов?
Ночной бюджет
«Техническая» претензия, которую выдвигали правительству депутаты – недостаток времени на изучение документа. «Это был «ночной» бюджет, который все увидели только утром», – нарекает замглавы фракции Оппозиционный блок Александр Вилкул. Впрочем, сами парламентарии признавали, что такая ситуация возникает чуть ли не каждый год, и критиковали сорванные дедлайны больше для проформы.
Среди претензий к содержанию – то, что документ не закладывает основ для экономического роста и не решает главных вопросов, стоящих сейчас перед государством. «В первую очередь это восстановление и развитие инфраструктуры, инвестиционного климата, производства, всех отраслей промышленности, которые создают рабочие места, – перечисляет Сергей Левочкин. – Увеличивается внешний долг, становясь выше критического показателя в 60% ВВП. Это проблема, которую придется решать не одному поколению украинцев». «Это бюджет социальных сокращений, а поддержка реального сектора экономики осталась в стороне», – добавляет и Юрий Бойко.
Александра Кужель называет десятидневный переговорный процесс по бюджету «имитацией» – ведь многие принципиальные рекомендации нардепов в итоговом документе отражения не нашли. «Там нет реформ. Единый налог вы не уменьшили, а единый социальной взнос, который является страшнейшей нагрузкой, вы не тронули. Мы сразу предложили – доходную часть нужно начать с богатых», – напоминает она.
Планируемая денонсация отношений с Кипром также вряд ли будет иметь решающие влияние на экономические отношения – страна уже несколько лет не занимает первых строчек в перечне используемых украинскими компаниями офшоров. «За 9 месяцев 2014 года 49% прошло через Швейцарию – 136 млрд. Российская Федерация – 83 млрд. Кипр – это 12 млрд», – перечисляет Юрий Бойко, характеризуя инициативу Кабмина как очередную «пиар-акцию».
Столь же сомнительными выглядят и заложенные цифры дефицита. Вместо «65 млрд гривен» следует читать «почти 200 млрд, или 15% ВВП», уверен Виктор Пинзеник. «В Украине нельзя рассчитывать дефицит как доходы минус расходы, – поясняет он коллегам. – Например, в дополнениях вы найдете еще статьи финансирования – и 110 млрд гривен «Нафтогазу»,  и 10 млрд на Фонд гарантирования вкладов, и 11 млрд на рекапитализацию банков. Что это, если не дефицит?»
Доходы государственного бюджета на 2015 год Кабмин планирует установить на уровне 475,2 млрд гривен.  «Цифры доходов нереальны! Как можно получить прирост в 160 млрд?» – недоумевает Виктор Пинзеник, подчеркивая, что такой рост не согласуется даже с заложенными в том же документе скоромными показателями экономического роста (падение ВВП на 4,3%, инфляция – 13,1%). Арсений Яценюк с места парировал, что одного только трехкратного увеличения ренты за добычу достаточно, чтобы обеспечить ощутимый рост поступлений.
«От приватизации можно получить ноль. Формально нарисовали 17 млрд. Я могу гарантировать, что их не будет. Если случайно от приватизации получим миллиард или два, будет очень хорошо», – считает член комитета по экономике и финансам Павел Ризаненко.
Формальная децентрализация
Проект госбюджета разошелся с ожиданиями и в части децентрализации. «Согласно госбюджету, расходы, наоборот, концентрируются в руках центрального правительства и не делегируются на места», – объясняет Сергей Левочкин.
Об отсутствии концепции бюджетной децентрализации говорит и представитель Блока Петра Порошенко Павел Ризаненко. «К сожалению, я не увидел децентрализации в проекте бюджета, я видел, наоборот, централизацию, – подчеркивает политик. – Некоторые налоги якобы передали на места, но нужно четко понимать – налоги остались общегосударственными, их передают на выполнение делегированных полномочий». Де-факто это означает, что в самих принципах – «где чьи полномочия, и где чьи деньги» – ничего в положительную сторону не изменилось.
Налог с доходов физических лиц, налог на прибыль, акциз – все это осталось общегосударственными налогами. Местные советы будут тратить их не по своему усмотрению, а исключительно на те функции, которые им делегировали. «Изменение механизма расчета между местными бюджетами и госбюджетом не является децентрализацией. Никаких полномочий местным советам не отдали: образование, медицина как были государственными функциями, которые финансировались через местные бюджеты, так и остались», – констатирует Ризаненко.
Лидер фракции «Объединение «Самопомощь» Олег Березюк принципиальным условием для голосования за проект называет соответствие принципам, которые декларирует его политсила. «Бюджетная наполняемость должна быть из источников, которые ранее были неприкосновенными. К ним относится трансфертное ценообразование, то есть легальное наполнение бюджета из так называемых олигархических источников», – считает он. Сюда же политик относит и соответствующую акцизную политику. По его мнению, нагрузка должна быть увеличена. «Украина превращается в страну, где лучше всего чувствуют себя производители подакцизных товаров. На Западе это запрещают, все монополисты приезжают в Украину, прекрасно живут, и еще рассказывают, что это правильно», – отмечает Березюк.
Нет безоговорочного одобрения и в приоритетах расходования средств – в частности, депутаты не нашли ресурса для достраивания корпуса в детской больнице «Охматдет» (приблизительная смета – 500 млн) при бюджете МВД в 32,5 млрд гривен. «Если надо что-то профинансировать, и вы найдете доходы – мы будем вам благодарны, и в процессе работы над законом о государственном бюджете это учтем», – предложил выход Арсений Яценюк.
Означает ли это, что проект, вызывавший столько нареканий,  будет провален? Практика украинского законотворчества последних месяцев показывает, что наличие всеобщего одобрения необязательно. 253 голосами депутаты включили в повестку дня сессии законопроекты из бюджетного пакета.  
Первое и второе чтения запланированы на четверг и воскресенье, а 30 декабря нардепы рассчитывают принять бюджет. «Началось экспертное обсуждение, в среду проект бюджета будут рассматривать комитеты, и будет принято решение, какие нормы мы поддерживаем, а какие – нет», – говорит Андрей Иванчук, глава комитета по вопросам экономической политики.
Арсений Яценюк дал понять парламентариям, что единолично нести ответственность за непопулярный документ Кабмин не собирается, и ее должна разделить с ним и Верховная рада.  «Что одних снесут, а другие отсидятся – так не будет», – уверил он.Источник: orbes.ua